г. Чебоксары, пр.Ленина, 98
тел. (8352) 44-38-78
Главная
Наши услуги
Статьи
Контакты
Психологи шутят
Психологические тесты

Статьи

РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ: ЗА И ПРОТИВ


Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка самым умным. Неудивительно, что всевозможные методики «раннего развития» детей приобрели популярность. Каких-то 30-40 лет назад никому и в голову не пришло бы заниматься с трехлетним ребенком математикой. А сейчас подобные вещи – предмет гордости молодых мам, собравшихся вокруг песочницы. Но молодые мамы обычно смотрят друг на друга, книг по психологии детей не читают, а за услугами психолога обращаются только когда все уже плохо. Действительно ли занятия математикой, иностранными языками или чтением в таком возрасте приводят к желаемому результату?


Бесплатная консультация от psi21.ru. Задать вопрос психологу бесплатно.


Увы, реальных примеров, когда раннее развитие ребенка приводило бы к его явному преимуществу перед сверстниками к моменту окончания школы или ВУЗа практически нет – даже если при поступлении в школу ребенок интеллектуально выделялся среди одноклассников, за 10 лет эта разница благополучно нивелируется. Это – в лучшем случае. Потому что очень часто перегрузка ребенка информацией приводит к психическим нарушениям, и развитые не по годам «дети индиго» с завидной регулярностью становятся пациентами психиатров, психологов и неврологов.



Родители, обучающих трехлетних детей письму и счету часто говорят, что все дети гениальны от рождения, имеют уникальную способность к обучению, и что это якобы доказано наукой. Однако, наука – та наука, которая построена на фактах и доказательствах, почему-то об этом даже не подозревает. Открываем самый обыкновенный учебник психиатрии для медицинских ВУЗов, причем изданный не сто лет назад, а в 2014 году и читаем:


«Обучение детей письму и счету до достижения ими 6-7 лет нецелесообразно в связи с тем, что соответствующие структуры головного мозга еще не сформированы».


Что к этому еще можно добавить? Ожидать, что усиленные занятия устным счетом с ребенком приведут к ускорению роста мозга – все равно, что пытаться ускорить половое созревание пятилетней девочки с помощью гимнастики для беременных. И если у Вашего ребенка через несколько месяцев посещения «продвинутого» детского сада с арифметикой, письмом и английским языком возник нервный тик, нарушился сон или появились необъяснимые истерики – начните с того, что переведите его в детский сад для нормальных детей и обратитесь за консультацией детского психолога или хотя бы воспитателя, не заинтересованного в ваших деньгах.


Теперь еще об одном «феномене», приписываемом детям – способности к сверхбыстрому освоению иностранных языков. Популярный миф утверждает, что человеческий мозг легко усваивает лингвистическую информацию в раннем детстве, теряя эту способность по мере взросления организма. То есть, становясь старше, мы, якобы, неуклонно деградируем. Но так ли это?


Для начала обратимся к цифрам. В свое время существовали вполне конкретные нормы в части освоения взрослыми учащимися иностранных языков. Согласно таковым, выпускник факультета иностранных языков должен иметь словарный запас в пределах 5000-7000 слов. Норма для первоклассника применительно к родному языку (не менее 5000 слов) вполне соответствует этой цифре. «Неосновной язык», который на все тех же инязах вообще изучается «с нуля», благополучно выучивается до очень неплохого уровня за 2 года. Много ли детей хорошо говорят на родном языке в возрасте двух лет? Странно, что подобные нормы прекрасно известны педагогам в ВУЗах, но неизвестны "детским психологам", зарабатывающим деньги на "развитии" детей.


Здесь вдумчивый читатель может заметить, что в ВУЗах языки изучаются путем тяжелой зубрежки, а ребенок делает это без видимых усилий. Да, это действительно так. Но это отражает лишь ущербность существующих в России методик преподавания иностранных языков, отличающимся чрезмерным наукообразием и мало использующим игровые техники. Здесь важно отметить, что даже родному языку детей также приходится обучать - если не показывать ребенку предметы и не называть их, ребенок к семи годам в лучшем случае будет напоминать Маугли. Таким образом, нет никаких оснований утверждать, что способность к запоминанию слов и лингвистических шаблонов у детей и взрослых отличается в разы, и что если человек не выучил английский язык к семи годам, у него будут большие проблемы с его изучением.


Влияние самой системы преподавания языков в бывшем СССР на получаемый результат часто недооценивается. Открыв нормальные учебники того же английского, изданные в Англии самими англичанами, наши соотечественники бывают потрясены тем, насколько просто можно объяснять вещи, которые в наших школах безуспешно изучаются годами. Печально известные времена английских глаголов, например, прекрасно выучиваются по хорошим западным учебникам за пару недель. И даже то, что эти учебники написаны на английском языке, не сильно мешает – ведь они написаны с ограничением используемого словаря на уровне знаний учащегося соответствующего уровня. Вот почему огромное количество людей в Европе неплохо говорит на неродном для них английском, несмотря на то, что никому не приходит в голову обучать их 6 лет в средней школе плюс еще 2 года в ВУЗе.


По итогам вышесказанного может возникнуть вопрос, почему же «раннее развитие» детей, несмотря на явно неоднозначные результаты, стало чуть ли не «idea fix» для многих родителей. Здесь дело не в заботе о ребенке как таковом, а в проблемах с самореализацией у взрослых. Для которых умный не по годам ребенок зачастую выступает в качестве домкрата для подъема заниженной самооценки. Дескать, раз наш мы так заботимся об умственном развитии своего чада, значит мы образцово показательные родители. Не то, что родители соседского балбеса, который вместо изучения производных играет в снежки и гоняет кошек. А между тем, состоятельность родителей в качестве родителей, определяется их способностью вырастить из ребенка счастливого взрослого. Не самого умного, не самого богатого, а именно счастливого. И ребенку, особенно маленькому, для этого нужно, чтобы его мама с папой любили. И чтобы между ними были нормальные отношения. Только и всего. И прежде чем заниматься "ускоренным развитием" малыша, лучше обратиться за консультацией психолога. Во всяком случае, ребенку лучше вырасти не знающим английского языка, но психически здоровым. Захочет - выучит.





Случайная цитата

Не важно, кто и что говорит о вас – принимайте все это с улыбкой и продолжайте делать свое дело.

Мать Тереза Калькуттская




Copyright © 2012-2015. Все права защищены.