г. Чебоксары, пр.Ленина, 98
тел. (8352) 44-38-78
Главная
Наши услуги
Статьи
Контакты
Психологи шутят
Психологические тесты

Статьи

КАК ВЫРАСТИТЬ ЖЕРТВУ ШКОЛЬНОГО НАСИЛИЯ?


Когда ребенок постоянно возвращается из школы избитый, обычно первое желание, которое возникает у родителей – это нагрянуть в школу и "разобраться". С учителем, директором, родителями обидчиков и т.п. Вот только проблему это как правило не решает, и даже более того – если перевести ребенка в другую школу, через некоторое время ситуация повторяется. Почему это происходит?


Если коротко, на этот вопрос ответил еще Сократ две с лишним тысячи лет назад: "Куда бы человек ни шел, он всюду таскает самого себя". Поведение ребенка и особенности его характера от смены школы не меняются. Ребенок таков, каким его вырастили родители, и его роль жертвы в школьном классе не случайна. Да, в этом классе могут оказаться дети из неблагополучных семей, молодой и не вполне компетентный учитель, ребенок может быть физически слабее большинства одноклассников, но… даже одновременное присутствие всех этих факторов обычно не означает, что ребенок обречен стать объектом издевательств. Напротив, даже в самом проблемном классе обычно есть дети, которых никто не трогает, и вовсе не по причине их устрашающего внешнего вида.


Бесплатная консультация от psi21.ru. Задать вопрос психологу бесплатно.


На самом деле ребенка, который станет жертвой школьного насилия, можно вычислить задолго до реального появления проблем. Его выдает слишком характерный внешний вид, поведение, манеры. Излишняя робость, склонность тушеваться или краснеть в ответ на любое поддразнивание, бегающий взгляд, сутулость, неумение общаться со сверстниками и тихая неуверенная речь не оставляют никаких сомнений по поводу того, чем рано или поздно все закончится. Проще говоря, если ребенок изначально несет на себе "печать жертвы", он ею станет! Причем для этого не обязательно быть самым слабым в классе, вполне достаточно не быть самым сильным. Если вы взрослый мужчина, и не из робкого десятка, можете провести эксперимент: попробуйте поздно вечером пройти мимо подозрительной компании, втянув голову в плечи, и испуганно озираясь по сторонам. А для полного счастья, когда вами заинтересуются и "попросят закурить", ответить тихим заикающимся голосом, глядя себе под ноги. Вам почти наверняка намнут бока, даже если до этого никто не собирался нападать. Так действует то, что в психологии принято называть "невербаликой" – язык тела, безошибочно считываемый нашим подсознанием.


По большому счету, чтобы вашего ребенка однозначно захотели попинать, надо выполнить два условия. Во-первых, ребенок должен выглядеть заведомо неспособным дать отпор. При этом важно понимать, что физическая сила и производимое впечатление – совершенно не одно и то же, и второе (представьте себе!) зачастую значительно важнее первого. Далеко не каждый агрессивный подросток полезет выяснять, кто сильнее, если есть реальная вероятность получить сдачи. Тем более что агрессивные люди очень часто на поверку трусливы, и лезут на рожон только будучи уверенными в себе. А откуда взяться уверенности, если жертва не выглядит как жертва? Хулиганы тоже люди, и ходить с фингалом им лишний раз не хочется. Во-вторых, ребенок должен иметь признаки изгоя, или быть таковым. Один в поле не воин, заступаться за него некому, ценности в качестве друга или партнера по играм он ни для кого не представляет – идеальный кандидат в жертвы! Особенно тяжелый случай – асоциальный ребенок, который чем-то выделяется (необычной внешностью, смешной фамилией и т.п.). Через какое-то время его начнут "троллить" всем классом, что резко снижает "порог" перехода к насилию, ибо оно уже совершается как бы со всеобщего одобрения. В целом можно сказать, что агрессор сначала ищет жертву среди "жертв", и лишь когда их нет, начинает искать ее среди остальных.


Как вырастить ребенка со всеми признаками жертвы? Для начала надо создать в семье обстановку, в которой бы ребенок никогда не чувствовал себя защищенным. Игнорировать ребенка, когда он плачет, кричать на него "под настроение", завалить непомерными требованиями. Как только ребенок уверует в собственную "плохость" и начнет бояться собственных родителей, вместо того, чтобы видеть в них защиту, можно считать, что начало положено. Постепенно ребенок перестает верить в свои силы, перестает пытаться изменить неблагоприятные обстоятельства, даже когда есть такая возможность. Особенно легко это происходит при противоречивом и агрессивном воспитании, когда ребенок не в состоянии понять, за что его ругают, или в принципе не может выполнить то, что от него хотят родители. Например, бессмысленно требовать от четырехлетнего мальчика "вести себя как мужчина" во время уколов или лечения зубов и уж тем более ругать его, если он плачет. Его реакция в этом возрасте больше обусловлена особенностями нервной системы, чем волевыми усилиями. Родители, пытающиеся преподать "урок мужества" заливающемуся слезами ребенку, фактически преподают ему "урок беззащитности". Попробуйте себя представить на его месте: "Сначала мне делал больно большой дядя в белом халате, потом на меня стал кричать папа, потом меня отругала мама – мир вокруг ужасен, и ничего нельзя поделать"! Ребенок с таким воспитанием в дальнейшем вполне может стать жертвой издевательств одноклассника, который… явно физически слабее, чем он сам. Ведь он уже приучен родителями к тому, что его все обижают, и не сомневается, что ничего нельзя изменить. Если бы засомневался – попробовал бы дать сдачи.


Здесь кто-то может возразить: мол, меня так воспитывали, и ничего – мужиком вырос. Да, такое тоже возможно, и вовсе не редкость. Просто родители должны понимать, что они воспитывают конкретного ребенка (с его врожденными задатками, уникальным внутренним миром и т.п.), а не "сферического коня в вакууме" с фиксированным набором рефлексов и реакций. При одинаковом воспитании из разных детей вырастут абсолютно разные люди. Есть дети, которых вполне можно лупить ремнем и драть за уши без большого вреда для психики (хотя и не стоит принимать это за руководство к действию). И есть дети, на которых вполне достаточно накричать, чтобы возникло психическое расстройство вроде ночного недержания мочи или заикания с последующим многолетним хождением по врачам. Вообще, человеческий мозг – чрезвычайно сложная штука, и сбои могут возникать даже просто на ровном месте. Соответственно, искусство воспитания в значительной мере заключается в том, чтобы замечать нежелательные отклонения вовремя и принимать меры, а не в том, чтобы "добивать" ребенка только за то, что его вполне естественные реакции не тешат самолюбие родителей.


Еще один момент, способствующий превращению ребенка в жертву – излишняя строгость без крайней необходимости. Если ребенка по малейшему поводу буквально припирают к стенке и устраивают дознания из-за мелочей, у него невольно формируется манера стоять "потупив взор" и разглядывать собственные ноги в ответ на любой "наезд". Привычка не смотреть в глаза или бегающий взгляд – плохо осознаваемая, но очень серьезная и тяжелая в лечении проблема, которая будет выходить боком даже у взрослого. В учебниках по психологии менеджмента отмечается, что руководители намного чаще подвергают наказаниям подчиненных, имеющих привычку смотреть в пол и отводить взгляд. Мальчик, избегающий прямого взгляда, в дальнейшем может иметь проблемы и с противоположным полом, т.к. его невербалика будет однозначно восприниматься как неуверенность.


Теперь перейдем от невербалики к вербалике – к умению общаться. Если ваш ребенок до первого класса не общался ни с кем, кроме мамы и бабушки – почти наверняка быть беде. Ребенку-дошкольнику нужны не столько лошадиные дозы любви, сколько опыт общения со сверстниками. Причем достаточно большой и разный, а не только с ребенком соседа. Если здоровье ребенка не позволяет водить его в детский сад, будьте любезны обеспечить ему хотя бы общение с детьми во дворе. При этом надо учить ребенка давать сдачи и не отдавать без боя свое – сидя дома ребенок этому не научится. С точки зрения развития навыков общения, очень хорошо, если в семье несколько детей. Мода на малодетные семьи и домашнее воспитание, распространившаяся в России, изначально способствует невротизации детей и появлению у них проблем с коммуникацией. У казахов считается, что единственный ребенок в семье по определению несчастен и нуждается в сочувствии.


Вывод один: надо начинать интересоваться своим ребенком до того, как он начнет постоянно являться домой со следами побоев. Если вы видите, что он не умеет общаться со сверстниками, робеет, стесняется, не умеет давать сдачи – принимайте меры немедленно, до того, как дело зайдет слишком далеко. Избитый ребенок – вина не только плохих учителей и чужих детей, но и родителей, не подготовивших ребенка к школе и сформировавших у него провоцирующие насилие особенности поведения.





Случайная цитата

Человек входит в жизнь мягким и слабым, а умирает жестким и крепким. Жесткость и сила — спутники смерти!

Лао-Цзы




Copyright © 2012-2015. Все права защищены.